Основы цвета

       

Пространственное воздействие цвета


        Пространственное воздействие цвета может зависеть от различных компонентов. В самом цвете есть силы, спо­собные выявлять глубину. Это происходит за счёт кон­траста светлого и тёмного, а также возможностей изме­нения насыщенности цвета и его распространения. По­мимо этого изменения пространственных ощущений

можно добиться с помощью диагоналей и всевозмож­ных пересечений.

Когда шесть цветов — желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий и зелёный расположены на чёрном фоне один возле другого без интервалов, то совершен­но явно видно, что светлый жёлтый цвет кажется высту­пающим, а фиолетовый погружается в глубину чёрного фона. Остальные цвета образуют промежуточные ступе­ни между жёлтым и фиолетовым. При использовании белого фона впечатление глубины меняется. Фиолето­вый цвет выталкивается белым фоном и кажется высту­пающим вперёд, в то время как жёлтый цвет удержива­ется белым в качестве «близкого и родственного». Эти наблюдения доказывают, что для оценки впечатления глубины, общий цвет фона столь же важен, как и от­дельный цвет. Здесь ещё раз приходится сталкиваться с относительностью цветового воздействия, о котором уже говорилось в разделах, посвящённых физической реальности цвета и цветовому воздействию, симультанному контрасту и цветовой выразительности. Ещё в 1915 году мною проводилось много исследова­ний, связанных с выявлением возможностей цвета вы­являть глубину пространства, в результате которых я пришел к заключению, что шесть основных цветов на чёрном фоне в соответствии со ступенями проявления их глубины соотносятся с пропорциями золотого сече­ния. Принцип золотого сечения основан на том, что са­мый маленький отрезок относится к самому большому, как самый большой к их общей сумме. Если расстояние АВ разделено по принципу золотого сечения в точке С, то это означает, что АС относится к СВ как СВ к АВ. В области цвета это означает следующее: если мы поме­стим оранжевый цвет между жёлтым и красным, каж­дый из которых имеет свою степень глубины, то разни­ца глубины между жёлто-оранжевым и оранже­во-красным будет соответствовать отношениям «мень­шего» к «большему».
То же отношение «меньшего» к «большему» существует между жёлто-красно-оранже­вым и красно-оранжево-синим. В тех же пропорциях золотого сечения находятся жёлто-красный и крас­но-фиолетовый цвет, как и жёлто-зелёный и зеле­но-синий.

Жёлтый, красно-оранжевый и синий на чёрном фоне имеют следующую картину заглубления: жёлтый сильно выступает вперёд, красный в меньшей степени, а синий кажется почти столь же глубоким, как чёрный. На белом фоне возникает обратное впечатление: синий сильно выступает вперёд, красно-оранжевый остаётся почти на месте, а жёлтый только слегка выдвигается вперёд. От­ношения глубин между жёлтым и красно-оранжевым, красно-оранжевым и синим соответствуют отношениям «большего» к «меньшему».

Все светлые тона на чёрном фоне будут выступать впе­рёд в соответствии со степенью их светлости. На белом фоне впечатление будет обратное: светлые тона остают­ся на уровне белого фона, а тёмные постепенно высту­пают вперёд.

        Что касается холодных и тёплых цветов одинаковой светлоты, то тёплые цвета будут выступать вперёд, а хо­лодные стремиться в глубину. Если встречается контраст светлого и тёмного, то ощущения глубины будут или увеличиваться благодаря цвету, или нейтрализуются, или же будут действовать в обратном направлении. Одинаково светлые сине-зелёный и красно-оранже­вый ведут себя на чёрном фоне следующим образом — красно-оранжевый выступает вперёд, а сине-зелёный уходит вглубь.

        Если красно-оранжевый будет осветлён, то он выступит вперёд ещё сильнее. Если слегка осветлить сине-зелё­ный, то он произведёт то же впечатление глубины, что и красно-оранжевый, а если он будет осветлён ещё силь­нее, то выступит вперёд, а красно-оранжевый, наобо­рот, отступит назад,

Контраст насыщения вызывает следующие ощущения в восприятии цвета: яркие цвета будут выступать вперёд по сравнению с одинаково светлыми, но притуплённы­ми цветами. Как только к этому контрасту прибавляется контраст светлого и тёмного или холодного и тёплого, впечатление глубины снова изменяется.


Контраст распространения или контраст размеров цве­товых плоскостей играет большую роль в создании впе­чатления глубины. Когда на большой красной поверх­ности имеется маленькое жёлтое пятно, то красный цвет становится как бы фоном и жёлтый цвет в этом случае выступает вперёд. Если мы будем увеличивать площадь, занятую жёлтым цветом, и уменьшать, занятую крас­ным, то может настать такой момент, когда жёлтый цвет будет играть более значительную роль, чем красный. Жёлтый цвет может стать фоном и вытеснить красный вперёд.

      Если бы мы захотели рассмотреть все возможные вари­анты с точки зрения изменения впечатлений относи­тельно глубины цвета, то это не дало бы нам никакой уверенности в правильном создании пространственного равновесия каждой цветовой композиции. Здесь можно рассчитывать на личный тонкий вкус художника и по­ставленные им цели.

Для того, чтобы пронаблюдать пространственные воз­можности диагоналей, нужно жёлтый, красно-оранже­вый и синий расположить на чёрном и белом фоне в двух диагональных направлениях, водном случае — слева направо и в другом - справа налево. Проблемы создания живописных иллюзий глубины можно изучить, сравнивая, например, жёлтый и синий прямоугольники во всевозможных вертикальных и го­ризонтальных их положениях, пересечениях и наложе­ниях, используя для этого белый и чёрный фон. Если о цвете хотят судить как о силе, способной обеспе­чить живописную глубину, то для этого нужно упраж­нять своё видение в восприятии возможностей цвета в построении пространства.. «Не устраивайте окон, не де­лайте дыр в картине», — говорил Коро, призывая живо­писцев быть внимательными к общей целостности жи­вописного пространства.

Особо сильного ощущения глубины картины можно до­биться, используя взаимодействие цвета, вертикальных и горизонтальных направлений и пространственных планов композиции между собой. Чаще всего прост­ранство картины строится за счет двух, трёх и большего количества планов.Например, Клод Лоррен простран­ство своих пейзажей строит на использовании пяти пла­нов. Но наиболее распространённый вариант плоскостно-изобразительной передачи пространства основан на двух планах.

 


Содержание раздела