Основы цвета

       

Симультанныи контраст


Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, т.е. одновре­менно, порождает его сам. Этот факт означает, что ос­новной закон цветовой гармонии базируется на законе о дополнительных цветах. Симультанно порождённые цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют. Они не могут быть сфотографированы. Си­мультанныи контраст, как и последовательный контраст, по всей вероятности, возникают по одной и той же при­чине. Можно поставить следующий опыт: на большой, ярко окрашенной плоскости разместить маленький чёрный квадрат, затем поверх него положить листок папирос­ной бумаги. Если эта плоскость окрашена в красный цвет, то чёрный квадрат будет казаться зеленоватым, ес­ли в зелёный, то чёрный квадрат покажется краснова­тым, на фиолетовом фоне — желтоватым, а если помес­тить его в жёлтый, то чёрный квадрат будет казаться фиолетово-серым. Каждый цвет в глазах зрителя одно­временно порождает и свои противоположный тон.

        Рисунки 31 -36 демонстрируют этот опыт несколько иным способом. В каждый их шести квадратов, окра­шенных в чистые цвета, помещено по маленькому квад­рату нейтрального серого цвета, светлота которого соот­ветствует светлоте основных цветов. И сразу же каждый их этих серых квадратов начинает приобретать опенок цвета дополнительного к основному главному тону большого квадрата. Проводя этот опыт и наблюдая за изменением оттенка серого цвета в том или ином цвет­ном квадрате следует предупредить, что все остальные квадраты должны быть прикрыты, а сам лист, на кото­ром они расположены, приближен к глазам. Симультанное действие будет тем сильнее, чем дольше мы будем смотреть на основной цвет и чем ярче его тон. Поскольку симультанно возникающие цвета реально не существуют, а возникают лишь в глазах, они вызывают в нас чувство возбуждения и живой вибрации от непре­рывно меняющейся интенсивности этих цветовых ощу­щений. При длительном рассматривании основной цвет как бы теряет свою силу, глаз устаёт.



Содержание раздела